Юбилейный молод. Раньше здесь было несколько военных городков, официально объединенных в 1992 году и получивших городской статус. Как и любое городское образование, Юбилейный имеет определенный архитектурный облик. Конечно, профессионалу сразу станет ясно, что нынешний Юбилейный с самого начала не планировался как единый город: ведь у него фактически нет центра, и лишь в последние годы делаются попытки такого функционального и композиционного решения центральной части города, которое соответствовало бы численности его населения и зрительно выявляло бы его статус наукограда.
Впрочем, разговор о новом генплане - тема отдельной статьи. Не менее интересно хотя бы бегло "пролистать" страницы истории архитектуры того места, где сегодня расположен Юбилейный.
Собственно говоря, история архитектуры берет здесь начало, судя по архивным источникам, не ранее чем в XIX веке. По соседству - на берегах Клязьмы - уже давно существовали села и деревни: Болшево, Городищи, Максимково, Лапино-Спасское, Куракино - с многочисленными памятниками археологии, архитектуры и истории. А там, где сейчас возвышаются многоэтажные дома Юбилейного, был лес. Фрагмент большого лесного массива (Комитетский лес) и сегодня сохраняется в юго-западной части города.
Начало возведения первых построек в этом лесу, вероятно, связано с созданием попечительного комитета на содержание убежища для бедных, учрежденного князем П. И. Одоевским. Кстати, и сам лес носит с тех пор название Комитетского. Однако о том, каковы были постройки убежища, мы пока не знаем.
Во второй половине XIX столетия здесь создаётся приют для нищенствующих девочек, позднее получивший имя "Яков-левский" - в честь его основателя С. П. Яковлева. Первые постройки приюта, по всей видимости, были деревянными. И лишь в конце XIX века, а может быть даже в самом начале XX столетия, здесь появилось капитальное здание из кирпича.
О судьбе этой постройки необходимо сказать особо. Из всех зданий, сохранявшихся на территории нынешнего 3-го микрорайона до начала его капитальной реконструкции, Яковлев-ский приют был наиболее выразительным. Это было протяженное двухэтажное сооружение, с запоминающимися стрельчатыми "готическими" окнами и романтической башней, которая как бы "приросла" к зданию с запада. В ней и располагался главный вход. Издали башня со своим эффектным ярусом арочек-машикулей и умышленно повышенной кровлей напоминала как фортификационные сооружения средневековья, так и колокольни западно-европейских храмов. В результате приютское здание получило не одно, как это всегда бывает, а сразу два легендарных, "народных" названия - "Костел" и "Мадрид". Но если первое из них может быть логически обосновано в свете того, о чём мы только что сказали, то на вопрос, почему подобный облик здания ассоциировался в народе именно с Мадридом, а не с каким-то другим городом, конкретного ответа пока нет.
Итак, в начале 1984 года, еще в бытность отдельных городков-микрорайонов, уникальное приютское здание доживало последние дни. Весной того же года оно было снесено. Помнится, стоило большого труда "добраться" до материалов по реконструкции территории - городки-то военные, а потому вся информация, касающаяся их в какой-либо мере, строго секретная. Однако снос здания обусловливался необходимостью построить на этом месте (обратим внимание) один из новых домов для военных, нуждающихся в современном жилье. Но ирония судьбы состоит в том, что вот уже более полутора десятков лет как раз на этом месте ... зияет пустырь! Спрашивается, кому помешало крепкое (а ломали его с превеликим трудом), красивое и оригинальное здание? Вразумительного ответа на этот вопрос до сих пор нет и, видимо, уже никогда не будет.
А само здание приюта, в принципе, может быть воссоздано в первоначальных формах, как это делается в Москве и в других городах России. В свое время автор этих строк, предчувствуя недоброе (совсем рядом уже кипела стройка, шаг за шагом придвигаясь к историческому памятнику), осенью 1982 года сделал несколько фотоснимков на черно-белой пленке. Позже выяснилось, что, к счастью, кадры с разрушенным впоследствии зданием сохранились в фотоархивах сразу нескольких краеведов. Конечно, вести речь о восстановлении здания есть смысл лишь тогда, когда под столь крупномасштабную акцию будет подведена соответствующая финансовая платформа. И хотя все понимают, что новое-старое здание, если оно будет воссоздано в прежних формах, станет лишь "копией", "новоделом", думается, что в данном случае игра стоит свеч: слишком уж большую роль играл (и может далее играть) Яковлевский приют как в историческом аспекте, так и с точки зрения формирования архитектурного облика продолжающего строиться города.
Приблизительно в то же время, на рубеже XIX и XX веков, к югу от здания приюта, между лесом и полем, за которым находится древнее село Болшево, и к северу от только что сооружённой железнодорожной ветки Мытищи - Щелково возник дачный массив, который был назван вполне в соответствии с местоположением - "Комитетский лес". Он обладал регулярной прямоугольной планировкой; при этом улицы шли строго с юга на север и с запада на восток. Размеры прямоугольных кварталов, заключенных между широтными и меридиональными магистралями, достигали величины 340 х 230 м. Часть этого поселка сохранилась: она называется "зоной индивидуальной застройки г. Юбилейного" с хорошо знакомыми горожанам улицами Ленинской, Маяковского, Пушкинской, Комитетской.
Возможно, кто-то обратил внимание на то, что пересечения улиц бывшего поселка под прямым углом представляют собой не просто перекресток, а как бы небольшую площадь. Этому ощущению способствуют срезанные углы участков. Они хорошо видны, если мы взглянем на углы забора, ограждающего территорию "Папанинской дачи". Самое интересное, что и здания бывшего дачного поселка, построенные на угловых участках, следуют этому же правилу: главный фасад такого здания занимает не фронтальное положение по отношению к какой-либо из двух пересекающихся улиц, а расположен перпендикулярно биссектрисе прямого угла. Подобные здания можно видеть и сейчас - например, на юго-восточном углу пересечения улиц Ленинской и Маяковского, за продуктовым магазином.
В советское время в "теле" кварталов дачного поселка появились дополнительные переулки. Это объясняется просто: размеры владений в 20-30-е годы уменьшились, и было необходимо осуществить подходы к вновь строящимся зданиям. Однако, повторим, что историческая планировка дошла до нашего времени и является интересным памятником градостроительного искусства. Но и ей сегодня грозит гибель.
Планировочные элементы (улицы, переулки), в отличие от объемных (зданий, сооружений), естественно, сохраняются лучше. В качестве примера приведем хорошо известную всем западную часть соседнего города Королева - территорию близ станции Подлипки. Улицы, идущие от железной дороги (Калинина, Карла Маркса, Фрунзе), равно как и перпендикулярные им улицы Циолковского и Октябрьская, не что иное, как те же элементы дореволюционной планировки, хотя из зданий от того времени сохранились лишь два, и то в перестроенном виде, а вся остальная территория занята современными капитальными постройками. И хотя в этой статье мы рассказываем об истории архитектуры, невозможно не отметить, что новая схема генплана г. Юбилейного, которая предусматривает распространение массовой многоэтажной застройки в южной части города, никак не учитывает существования в этом месте не только интересных сохранившихся зданий, но и наличия фрагментов исторического планировочного каркаса. Если этот вариант развития города будет воплощен в жизнь, то уже следующее поколение юбилейчан будет воспринимать родной город в искаженном виде, не обладая элементарными знаниями о том, что было здесь раньше. И никакие уроки истории и краеведения не смогут заменить живое приобщение молодежи к памятникам материальной культуры, Неужели печальный пример Яковлевского приюта ничему не научил тех, от кого зависит сохранение историко-культурных достопримечательностей?
Автор сразу оговаривается, что так же, как и многие юбилейчане, является сторонником реконструкции района частной застройки. Безусловно также, что многие ветхие сооружения, не представляющие исторического и архитектурного интереса, должны уступить место новым, современным зданиям. Но, прежде чем пускать бульдозер, необходимо выявить несколько построек, наиболее интересных в планировочном, объемном и художественном отношениях. Такие здания будут продолжать служить людям - в них можно разместить конторы различных служб, детские учреждения, кружковые помещения для школьников и т.д. А пока вместо бульдозера кем-то пускается "красный петух": совсем недавно огнем уничтожено одно из самых красивых дореволюционных зданий города - дом N 7 по улице Малой Комитетской...
Что же касается тех домов, которые сохранить невозможно, да и нет смысла, но которые имеют на своих фасадах интересные наличники, подзоры, карнизы и т.д., то, вероятно, следует поступать так, как это делается во всем мире: перед сносом здания проводить обязательную подробную фотофиксацию, а наиболее яркие образцы декора снимать с фасадов для последующей музеефикации. Более того - и этот подход также практикуется в России и за рубежом - старые оконные наличники, если они действительно хорошо сохранились, могут занять место на фасадах вновь строящихся малоэтажных сооружений. Такая "эстафета эпох" (разумеется, в случаях действительно профессионального архитектурного решения нового объекта) лишь укрепит в сознании местной молодёжи чувство причастности к истории родного города.