С. Фомин "Россия перед Вторым Пришествием"
--------------------------------------------------------------------------------
> Mybase Online
> Mybase/TreeHTML Online
> Recommend Mybase/TreeHTML
> Mybase/TreeHTML Tech-Support
-----------------------------------------
> Register to Remove This Promotional Tag
> Register to Get Unprotected HTML Tree
> Register to Get HTML Tree Templates
> Register to Edit HTML Tree Source
С. Фомин "Россия перед Вторым Пришествием"
Антихрист (“В сокровенной неизвестности”)
Антихрист — по попущению Божию (2 Фес. 2, 11) чрезвычайное орудие диавола, фальшивый двойник Спасителя— явится под маской Христа (отрицая Его), будет стремится занять место Христа, быть за Него принятым.
“...Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога <...>, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих <...>” (2 Фес. 2, 3-4, 9-10).
Апостол Иоанн в Апокалипсисе, пишет протоиерей Григорий Дьяченко, представляет антихриста “под образом зверя, которому драконом дана будет сила его и престол его и великая власть, который отверзет уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе (Отк. 13; 2, 6). <...> Будучи же по своему, глубоко ниспавшему и всецело подчинившемуся сатане духу, одно с ним последним, антихрист, как представляют его ап. Павел и Иоанн подобно сатане, мало того, что сам будет открытым противником и хулителем Бога и всего священного, но поставит для себя задачею и всех совратить с пути истинного богопочтения, заставив их вместо Бога и всего божественного почитать себя самого за Бога, почему и “в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога” (2 Фес. 2, 4)” 1.
Св. Ипполит, епископ Римский: “В самом деле, во всем желает уподобиться обольститель Сыну Божию. Христос — лев, лев и антихрист. Христос — царь небесного и земного, царем же (но только) на земле будет и антихрист. Показан Спаситель, как агнец — и тот предстанет, как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезан был Спаситель — и тот подобным же образом явится в обрезании. Послал Христос апостолов ко всем народам — и тот подобным же образом пошлет лжеапостолов. Собрал Христос рассеянных овец, — и тот подобным же образом соберет рассеянный народ еврейский. Дал Христос верующим в Него драгоценный и животворный крест — и тот подобным же образом даст знамение свое. Во образе человека явился Господь — и тот подобным образом придет во образе человека. Из среды евреев произошел Христос — и тот родится из среды иудеев. Показал Христос Свою собственную плоть, как храм, и восставил ее на третий день — и тот восстановит каменный храм в Иерусалиме. И эти обольстительные его ухищрения на основании того, что мы потом будем показывать, будут ясны для всех, которые будут слушать нас со вниманием” 2.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): “Ведь и антихрист назовет себя Христом. Ведь и явление его должно признавать справедливым попущением Божиим; но самому лицу и его действиям цена своя”3.
Архимандрит Нектарий (Моулатсиотис) из Греции: “Антихрист придет из Галилеи, как Христос” 4.
Значение слова "антихрист"
Буквально — “противохристос”, противник Христа. Предлог “анти” может означать “против”, “вместо”.
“Имя антихриста употребляется в Св. Писании в двояком смысле: а) в смысле общем, и означает всякого противника Христу, противодействующего распространению евангельского учения, низвращающего смысл его и отвергающего догматы христианские (2 Ин. 2, 22; 4, 3; 2 Ин. 7); б) в смысле особенном, и тогда означает собственно противника Христу, — лице, имеющее явиться пред кончиною мира, для противодействия христианству (2 Сол. 2, 3-12; 1 Ин. 2,18)”5.
“В первом смысле антихристами могут быть названы цари, императоры и правители языческого мира с своими приспешниками, которые в первые времена христианства гнали, убивали, мучили верующих и употребляли все средства для подавления христианства в самом зародыше; (1) затем все еретики древнего и нового мира, извращающие и искажающие христианское учение, и все древнейшие и новейшие безбожники (2). Все они могут быть названы антихристами и являются предтечами последнего страшного антихриста, который явится перед самым концом мира. О таких антихристах - предтечах последнего антихриста (в особенном смысле) еще апостол Павел предсказывал ефесским христианам: я знаю, — говорил он им, — что по отшествии моем войдут к вам лютые волки. не щадящие стада; и из вас самих явятся люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой (Деян. 20, 29-30). Святой апостол Иоанн прямо называл их антихристами. Дети... — говорил он, - и теперь появилось много антихристов... Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши... Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ии. 2, 18, 19, 22). Многие обольстители, — говорит он в другом месте, — вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист (2 Ин. 1. 7; 1 Ин. 4, 1, 3). Но все это лишь предтечи антихриста: антихрист еще не открывался в мире для окончательной брани против Церкви Христовой. Антихрист давно уже начал действовать, но только тайно, в лице своих предтеч, а не в собственном; дух антихристов давно уже действием диавола в лице лжепророков, еретиков начал свою страшную борьбу против Христа и Его святой Церкви” 7.
Л.А. Тихомиров (1907): “Антихрист всегда готов явиться, как только его пустят сами же люди. Настоящее время, например, имеет множество признаков конца века, и правы нравственно те, которые предупреждают нас: “Дети, последние времена”... Эти времена действительно последние, по, собственно, характеру, по напряжению силы зла и по ослаблению стремления людей к Богу. А “последние ли” эти времена по сроку, хронологически? Этого, мне кажется, нельзя знать. Думается, что если бы свободная воля людей воспрянула снова, хотя бы пораженная гнусным видом мерзости запустения, и устремилась бы снова к Богу, то антихрист, уже совсем готовый войти в наши двери, был бы снова отброшен в свою бездну <...> до более благоприятных условий. Итак, я думаю, что сроков не положено. Они зависят от нас, людей, от свободной наклонности к добру или злу, к Богу или сатане” 8.
Архиепископ Аверкий (Таушев), Троицкий и Сиракузский (1954): “Самого антихриста мы пока еще не видим, но дух его явно водворяется и начинает господствовать в мире. Многочисленные предтечи антихриста с громадной энергией подготовляют его приход, его торжество, его воцарение в человечестве. Для того, чтобы антихрист мог быть принятым в среде христианского человечества, конечно, нужна весьма длительная и напряженная подготовка. Она велась и ведется с самых апостольских времен, все с большей и большей напряженностью. Так, еще св. Апостол Иоанн Богослов писал в своем Первом Соборном Послании: “Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире” (4, 3); “Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына” (2, 22), и, наконец, “Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов” (2, 18). Ученый толкователь Свящ. Писания еп. Михаил отмечает, что в греческом подлиннике имя “антихрист” стоит с определенным указательным членом, совершенно отделяющим это имя как известного определенного лица, тогда как другие “антихристы” не стоят с определенным членом и, следовательно, как “многие”, отличаются от него. Эти “многие антихристы” суть только предтечи того антихриста, который явится перед вторым Пришествием Христовым и кончиною мира: они — как бы “прообразы” своего “Первообраза” — грядущего единоличного антихриста. Они — носители духа антихристова, и их задача — подготовить подходящую почву для прихода антихриста, создать благоприятствующие его явлению в мир условия.
Эти “предтечи” антихриста и руководят тем мировым процессом, который св. Ап. Павел назвал “отступлением” (2 Сол. 2, 3). Сущность этого процесса заключается во все большем и большем отходе христианского человечества от подлинного, неповрежденного Евангельского учения и в подмене Евангельских заветов иными идеалами” 11.