Вчера новый главный тренер сборной России в своем рабочем кабинете на Лужнецкой набережной дал интервью корреспондентам "СЭ" Максиму КВЯТКОВСКОМУ, Павлу НОВИКОВУ и Александру ПРОСВЕТОВУ.
Нынешнее трехдневное пребывание Гуса Хиддинка в России расписано по минутам. За неукоснительным соблюдением распорядка, составленного задолго до его приезда, следит множество людей. Похоже, сотрудники РФС с самого начала решили убедить голландца в своей пунктуальности. Что ж, пока им это с блеском удается.
Как и было запланировано, вчера первую половину дня голландец провел в офисе на Лужнецкой набережной. Сначала встретился с тренерами молодежной и юношеских сборных (и, в частности, подтвердил, что все занятия, за исключением предыгровых, будут открытыми для его коллег из РФС), а затем долго обсуждал планы главной национальной команды со своим помощником Александром Бородюком.
Вслед за этим в программе значилось эксклюзивное интервью для "СЭ". Оно началось в 13.20 в комнате под номером 255 с табличкой "Национальная сборная команда России". Именно там отныне рабочее место Хиддинка.
В течение беседы, которая длилась 35 минут и проходила на английском, главный тренер обстоятельно ответил на вопросы корреспондентов "СЭ", а когда настала пора прощаться, с улыбкой заметил: "Приятно общаться с журналистами, понимающими толк в футболе".
ПЕРВЫМ ПОМОЩНИКОМ БУДЕТ БОРОДЮК
- Что вам уже удалось успеть в Москве - как связанное с вашей новой работой, так и не имеющее к ней прямого отношения?
- Сейчас я приехал в Россию с чисто деловыми целями. Накануне встречался с президентом Российского футбольного союза Виталием Мутко, сотрудниками его аппарата, а сегодня беседовал с главным тренером молодежной сборной Александром Бородюком, познакомился с администраторами и медицинскими работниками. Дня осмотра достопримечательностей пока не было времени. С городом буду знакомиться позже. Видел только новое здание федерации (сооружаемый на Таганке Дом футбола. - Прим. "СЭ"). Внутрь не заходил - здание еще не достроено, а снаружи оно впечатляет интересным архитектурным решением. Уверен, это будет комфортное для работы помещение.
- Какое впечатление осталось после бесед в РФС?
- Очень хорошее. Собеседники были открыты для общения, я тоже всегда открыт для обмена мнениями. Вижу также большое внимание к своей персоне со стороны прессы. Вообще не мыслю своей работы без помощи работающих в футболе людей, коллег. Мы договорились, что будем постоянно встречаться и обсуждать вопросы, связанные не только с национальной сборной, но и с развитием детско-юношеского футбола.
- Вы определились со своими помощниками?
- На настоящий момент в тренерский штаб входит только Александр Бородюк. Сотрудничеством с ним я очень доволен. Мы несколько раз беседовали, дважды виделись во время чемпионата мира. Рассчитываю иметь еще одного или двух помощников, но, пока идут переговоры, не хотел бы раскрывать имен.
- Насколько известно, по кандидатуре Игоря Корнеева согласие уже достигнуто?
- Мы сейчас обсуждаем, насколько Игорь, владеющий голландским языком, может быть полезен для сборной. С ним поддерживается контакт, но окончательно вопрос еще не решен.
- Каким будет круг обязанностей Бородюка?
- Он отвечает за молодежную сборную и в работе с ней получит мою поддержку. С другой стороны, это мой первый помощник, и он останется им независимо от того, будет у меня второй помощник или нет.
- Разве вы не хотели бы иметь помощника-голландца?
- Не обязательно. Нет такого условия, чтобы вместе со мной приезжал голландский специалист. Меня интересует прежде всего дело. Если найдется подходящая кандидатура в России, то меня это устроит. Более того, это даже лучше, потому что такой человек сможет говорить с игроками по-русски. Хотя, насколько мне известно, российские футболисты знают кто английский, кто немецкий, кто испанский, кто французский. При том, что остается общий язык футбола. Так что я смогу с ними объясниться. Тем более что сам начинаю изучать с преподавателем основы русского.
СНАЧАЛА ПРОСМОТР ИЗВЕСТНЫХ ИГРОКОВ, ПОТОМ - ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ
- Сколько матчей с участием сборной России вам довелось посмотреть?
- Семь-восемь. Все в записи, конечно. Видел матчи отборочного турнира чемпионата мира, европейского первенства в Португалии, изучил товарищеские встречи с Бразилией и Испанией. У меня всегда с собой DVD-плеер. Лечу в самолете, раз - и включил. Люблю просматривать матчи по нескольку раз. Игру Россия - Бразилия и некоторые другие видел, кажется, более десяти раз. Отмечаешь про себя положительные моменты, то, что требует совершенствования. Не хочу сейчас называть фамилии отдельных игроков, чтобы не создавать для кого-то более выгодную, чем у других, стартовую позицию, но определенное мнение о футболистах, безусловно, сложилось. Кроме того, своими наблюдениями делится Александр (Бородюк. - Прим. "СЭ").
- Вы еще не пришли к выводу, что кого-то из увиденных вами футболистов в сборную в дальнейшем приглашать не стоит?
- Ближайшие недели будут посвящены раздумьям над составом. Ясно, что на первых порах я будут зависеть от мнения Александра, но у меня, как у тренера, постепенно сформируется и собственное видение. Для этого постараюсь посмотреть как можно больше матчей российского чемпионата. Может быть, мы и сочтем целесообразным пригласить в сборную кого-то из новичков. По крайней мере на просмотр.
- Какие матчи российского первенства планируете посетить?
- Из Петербурга после матча "Зенит" - ЦСКА я улечу в Лондон - Деннис Бергкамп, с которым я работал в голландской сборной, пригласил меня на свой прощальный матч, который состоится на новом стадионе "Арсенала". В Россию должен вернуться в конце следующей недели, и тогда мы определим программу посещения мною матчей национального чемпионата до товарищеской встречи с Латвией.
- Вам посоветовали обратить особое внимание на какие-то российские клубы?
- Конечно, я буду исходить из существующего списка кандидатов в сборную. Хотелось бы увидеть все команды по мере того, как они будут приезжать в Москву и Санкт-Петербург. Может быть, наведаюсь и в другие города, чтобы увидеть в деле не только известных игроков. Но на первых порах меня, понятно, будут интересовать известные, выступающие за ведущие клубы футболисты. После этого уделю внимание остальным и сделаю для себя выводы.
И КОРЕЙЦАМ, И АВСТРАЛИЙЦАМ ПРИВИВАЛ ВКУС К АТАКЕ
- На ваш взгляд, российская сборная схожа по стилю с корейской или австралийской? Или она вообще не имеет с ними ничего общего?
- Несомненно, в каждой стране вырабатывается собственный стиль игры. А сравнивать трудно. Когда я приехал в Корею, то нашел сборную недостаточно современной, излишне оборонительной. В прошлом у нее в составе выходило семь-восемь футболистов, ориентированных на защиту своих ворот. Они постоянно боялись ошибиться и пропустить гол. Но если думать только об обороне, нельзя добиться успехов. Я сторонник атакующей игры. И через несколько месяцев мне удалось привить ее корейцам за счет практики в матчах с серьезными соперниками, команда стала активно применять прессинг.
В Австралии иная футбольная культура. Там в клубах играет много британцев, и игроки привыкли быстро переводить мяч на чужую половину поля длинной передачей - в надежде на то, что нападающие что-то сделают. Это в некотором роде старомодный британский стиль. Но австралийцы оказались примерными учениками: честно говоря, не ожидал, что они будут столь легко осваивать новую футбольную науку. За несколько недель сборная сумела в значительной мере изменить игру, стала действовать в нападении более компактно.
- Вы обычно подбираете игроков под схему или избираете систему игры в зависимости от находящихся в наличии игроков?
- И то, и другое. Но в любом случае футболист, желающий выступать на международной арене, должен обладать соответствующим уровнем мастерства, и в распоряжении тренера сборной должны быть именно такие футболисты. С другой стороны, игроки иногда способны при правильной работе с ними и высокой мотивации прогрессировать как в клубах, так и в сборной.
- В сборной Австралии у вас были такие примеры?
- Да. Мур, Нилл, Грелла привыкли в клубах при потере мяча тотчас отходить назад, отдавая инициативу сопернику, и ждать, что тот предпримет. Мы же призывали их не прижиматься к своим воротам, расширить диапазон действий, вступать в борьбу за мяч еще в районе центрального круга. Игроки колебались, но их удалось убедить в том, что они способны выполнять не только разрушительные, но и созидательные функции. Если сравнить матчи и тренировки в первые дни моего пребывания во главе сборной Австралии и через некоторое время, то будет нетрудно заметить, что команда заиграла по-другому.