Игорь РАБИНЕР

из Гельзенкирхена

     На 62-й минуте табло стадиона в Гельзенкирхене нашло среди пятидесяти тысяч зрителей, возможно, самого знаменитого - лидера "Роллинг Стоунз" Мика Джаггера. Лицо рок-легенды, приехавшей поддержать свою сборную, выражало недоумение и возмущение. За что выгнали Уэйна Руни, насмерть бившегося с двумя соперниками?! Почему нас так не любят судьи?! Неужели опять Англию ждет рутинный вылет в четвертьфинале?!

     Ждет, мистер Джаггер, еще как ждет. Да, в этом матче ваша команда, пожалуй, не заслуживала такой участи - даже вдесятером вы создали больше, чем португальцы в полном составе. На оставшиеся 58 минут основного и дополнительного времени ваши парни превратились в бесстрашных львов. Вот только своей убогой - для себя, конечно, - игрой на всем этом чемпионате они навлекли на себя гнев футбольного бога. И он в который уже раз отвернулся от Англии в серии пенальти.

     И скажите еще, Мик: почему не сказали главного слова лидеры вашей сборной? Здорово, конечно, что всю концовку игры ваши болельщики пели: "У нас есть только один Оуэн Харгривз!" Но если лучшие у вас - Харгривз, Эшли Коул и Леннон (извините уж за последнюю фамилию), - настоящие звезды-то что на поле делали? Где был на всем этом турнире Лэмпард? Как играл до травмы Бекхэм, если вышедший вместо него юный Леннон резко усилил команду? То, что капитан потом на скамейке плакал, конечно, говорит о его неравнодушии. Но не о классной игре.

     Вы, Мик Джаггер, даже в свои шестьдесят, окажись на каком-нибудь мировом рок-фестивале перед глазами всей планеты, сыграли бы свой "Satisfaction" так, что все попадали бы в обморок. А эти - не сыграли. Потому что вы - великий, а футболисты сборной Англии, несмотря на весь их пиар, - обычные парни, которые не способны прыгнуть за рамки собственных возможностей и потрясти мир.

     Единственное, на что они способны в решающих матчах всегда, продемонстрировал Руни. Вспомните поступок Бекхэма в 1/8 финала ЧМ-98 против Аргентины: эпизод по форме другой, но по сути - такой же. Уже далеко не первый раз в карьере Руни теряет контроль над собой. Его и в Лиге чемпионов удаляли, и в чемпионате премьер-лиги - все без толку. По-прежнему мы видим его перекошенное от злобы лицо и слышим мат-перемат, когда он общается с судьями. После субботнего четвертьфинала солидная "Gurdian" ехидно заметила: "В одном из эпизодов он обратился к лайнсмену на "скауз" (ливерпульский слэнг. - Прим. И.Р.) промышленных районов города".

     Форвард "МЮ" знал, что в команде осталось всего два полноценных форварда, на словах понимал меру своей ответственности - и тем не менее в главном матче четырехлетия мы увидели римейк повести Михаила Булгакова "Роковые яйца".

     "Если Хорасио Элисондо увидел, что бутса игрока "МЮ" оказалась там, где она оказалась, у арбитра не было другого выхода, кроме удаления Руни", - написала та же Gurdian, поставившая нападающему "тройку" по десятибалльной шкале. Того же мнения придерживается журналист таблоида News of the World, с которым я поговорил сразу после матча. Обратите внимание: сразу, когда эмоции еще кипят! А потом и Эрикссон не обрушился на Элисондо, хотя уж теперь-то, когда его работа со сборной Англии завершена, ничто не мешало ему это сделать. Да и футболисты оспаривали не саму красную карточку, а не замеченный фол португальца до нее.

     Аргентинский арбитр Элисондо находился в метре от эпизода и смотрел на все, что происходило, в упор. Допускаю, что в динамике ему могло быть видно то, что до конца не поняли мы. А со стороны показалось, что Руни скорее стал жертвой собственной репутации, чем злого умысла в конкретном случае. Не думаю, что он наступал Рикарду Карвалью на нежное место целенаправленно, - скорее это случилось спонтанно, в борьбе сразу с двумя португальцами. Пойди Руни на умышленный садизм - никогда в жизни защитник "Челси" не выскочил бы обратно на поле, едва сойдя с носилок. В этом матче Португалия в очередной раз доказала, что в мире ей нет равных по симуляции, - так как же было не извлечь максимум из такого эпизода?

     На вопрос, заслуживал ли Руни удаления, пусть каждый отвечает для себя сам. Я скажу так: он дал повод. А судей на чемпионате мира хлебом не корми - дай возможность кого-то выгнать. Ну посудите сами: кому было бы хуже, если бы в неоднозначном эпизоде рефери предъявил нападающему не красную, а желтую карточку? Ему рефери, и было бы хуже - в том-то, как мне кажется, и разгадка. Тут ведь включается такое качество, как честолюбие. Желание, чтобы о тебе говорил весь мир. Вспоминали бы об Элисондо, если бы он показал Руни желтую карточку? Забыли бы тут же. А теперь не забудут.

     Интересно, какими будут последствия? Подвергнут ли Руни дома такому же остракизму как Бекхэма в 98-м? А может, какой-нибудь таблоид опубликует домашний адрес Элисондо - как сделали это со швейцарцем Урсом Майером как раз после четвертьфинала Португалия - Англия на Euro-2004, результатом чего стали огромный английский флаг возле его дома, десятки угроз и решение завершить карьеру? До Аргентины, правда, добираться накладнее, чем до Швейцарии. Но британцам - не впервой.

     Вообще, как ни говорили игроки, что этот матч не имеет никакого отношения к поединку двухлетней давности, выяснилось обратное. Если бы не имел, не затряслись бы англичане перед вратарем Рикарду, который тогда, если помните, отразил удар Вассела, а потом сбросил перчатки и лично сам забил победный 11-метровый.

     На самом деле Рикарду - обычный вратарь, ему даже ЦСКА в финале Кубка УЕФА три гола забил. Но при виде маленького португальца впали в ступор даже Лэмпард с Джеррардом, которые бьют по воротам, признаемся, уж как-нибудь получше, чем Жирков с Вагнером Лав. Забил только Харгривз - и в игре своей сборной лучший, и в серии. Есть в этом какая-то закономерность, не находите?

     Итак, Англия вылетела. Больше 25 миллионов фунтов, выплаченных Эрикссону за пять лет английской Футбольной ассоциацией, пошли прахом - так он ни разу и не прошел дальше четвертьфинала. Сколари, зарабатывающий, по крайней мере официально, в пять раз (!) меньше, в третий раз кряду оставил турнир без сборной Англии и ее шведского тренера. Все как всегда.

     Какую песню по этому поводу сочините, Мик Джаггер? О неправедно удаленном Руни или о разбогатевшем, но ничего не давшем Англии Эрикссоне?

     А может, стоит написать что-то совсем другое? Например, под названием "We are the Losers". To есть "Мы - проигравшие".