Историко-художественный музей нашего города существует. с 16 марта 1998 года. Он образован решением главы '"администрации города Б.И.Голубова по инициативе местной художественной интеллигенции. С тех пор музей развивался,^ преодолевая многочисленные трудности, совершенствуя методы работы и находя свои темы и направления, которые позволили бы ему возможно полнее представить то, что отличает культурную, научную и хозяйственную жизнь нашего города и края от других мест и городов, - так сказать, "лица необщее выражение". В настоящее время музей обладает фондом более двух тысяч единиц хранения, который продолжает расти, зданием, где проводится капитальный ремонт, и территорией, которая ^ постепенно осваивается, А начиналось всё так.

Идея создания музея, в котором экспонировались бы ра-' боты художников нашего региона, особенно современных, преследовала меня давно. За тридцать лет работы в живописи мне не раз приходилось терять своих товарищей и знакомых, уходивших то в вечность, то в эмиграцию. Их творческое наследие растаскивалось родственниками "на память", коллекционерами, иногда имеющими поразительное чутье на художественные ценности, и просто случайными людьми, любящими хапнуть все, ; что плохо лежит. Многое уходило за границу за деньги и просто | так, а многое, по невежеству, выбрасывалось и пропадало. |

В начале девяностых годов я опубликовал несколько статей в центральной и местной печати, где так или иначе ставил эти вопросы, и даже обратился с письмом к главе Администрации Калининграда, где тогда жил, с обоснованием необходимости расширения экспозиционных площадей Калининградского краеведческого музея за счет "дома Крафта" с целью создания городской галереи. Меня выслушали сочувственно, но то ли бедность тогдашнего времени была велика, то ли недоставало понимания важности проблемы и желания, но дело далеко не пошло. В краеведческом музее начал работать выставочный зал, экспонирующий работы местных живописцев, что само по себе дело интересное, но не решавшее проблему.

Всё изменилось, когда судьба забросила меня в 1995 году в Юбилейный. Вскоре мне предложили сделать выставку своих картин в Музыкальной гостиной ГДО. Туда и приехал посмотреть работы нового в городе художника Борис Игнатьевич Голубов. Случай редкий и сам по себе: современные политики, руководители - не частые посетители местных выставок. Мне понравилось, как Борис Игнатьевич смотрел картины: с любопытством, не скрывая одобрения, когда нравилось; не стесняясь, задавал вопросы, если что-то казалось непонятным. Говорил искренне и по делу и вообще вел себя раскованно, естественно и весело. Глядя на него, развеселился и я. Завязался дружеский и откровенный разговор, в ходе которого я и высказал, между прочим, свои мысли о судьбах современного изобразительного искусства в России, о почти полном отсутствии музеев, которые занимались бы им. Сказал просто так, не думая, что мои слова ему запомнятся.

Но через некоторое время меня попросили зайти к главе города.

- Ну, каковы ваши предложения, Юрий Александрович, по созданию музея в нашем городе? Не сомневаюсь, что они у вас есть. Помните наш разговор?..

Конечно, я имел соображения: ведь столько лет думал об этом. Я тут же изложил концепцию нового музея, какой она представлялась мне в тот момент.

- Вы считаете, музей должен быть историко-краеведческим?

- Да нет, Борис Игнатьевич, скорее историко-художественным. Это название предполагает более широкий диапазон поиска, не дает замкнуться в узких рамках явлений сугубо местного значения...

Рядом сидевшая женщина задавала уточняющие вопросы, на ходу корректировала высказываемые мысли, тут же превращала их в компактные, юридически точные формулы, что-то записывала. Это была ближайшая помощница мэра, управляющая делами Администрации, Евгения Витальевна Солнцева. Тогда я еще не знал ее имени. Я был несколько смущен быстротой и уверенностью происходящего: ведь мы в России привыкли скорее к бесконечным проволочкам и волоките, и такой натиск меня ошеломил, но и обрадовал несказанно: да, здесь умеют работать, расслабиться некогда!

В какие-то полчаса у нас сложилась общая концепция статуса создаваемой организации и основные направления ее работы. Прослушав готовое решение о создании городского ис-торико-художественного музея и назначении меня его директором, я, несколько оглушенный происшедшим, вышел на заснеженную улицу. В желтом свете фонарей косо мелькали хлопья сырого снега. ,

"Ну, если в России еще есть люди, способные на решительные действия, люди небезразличные к духовной, культурной жизни общества, еще не все потеряно, еще можно жить!.." -с этой, в общем, радостной мыслью я и пришел домой. Было около девяти часов вечера.

Но радость радостью, а и тяжесть на меня свалилась большая. Я хорошо понимал, что передо мной задача, которую во что бы то ни стало, а надо решить. Дело осложнялось тем, что начинать надо было буквально с голого места, одновременно создавая фонд будущего музея, попутно нащупывая направления, в которых он может в будущем развиваться, и находя людей, могущих быть полезными для исследовательской, поисковой и фондовой работы. Вскоре нам выделили небольшое помещение в гимназии №5, где и начали собираться фондовые материалы.

Особенностью Юбилейного, которая меня поразила, является высокий уровень культуры. Уже на первой общегородской выставке меня удивили местные художники. До этого, живя в соседнем городе, я годами общался только со своими коллегами из столицы, да изредка принимал у себя иностранных коллекционеров и искусствоведов, а поселившись в Юбилейном, | неожиданно оказался в своей профессиональной среде. Я| вспомнил добрые слова старейших художников города: В. Пи-менова, П. Андреева, Г. Зайцева и других, их готовность помогать в общем деле культурного строительства, участвовать своими работами в создании городской галереи. В этом заклю-Ц чался огромный положительный потенциал, который нужно бы-1 ло использовать. Так и случилось. Некоторые работы Пименова вскоро перешли в фонд художественного музея. К сожалению, связь с художником через полгода прервалась из-за его кончины. Целый ряд портретов передала в фонд музея вдова известного в городе мастера Иосифа Ароновича Фердмана, руководившего более двадцати пяти лет изостудией ГДО, - Лина Аб-рамовна. Ряд пейзажей, натюрмортов, этюды исторически важных зданий, уже утраченных в жизни, например знаменитый Яковлевский приют, подарил музею Петр Никанорович Андреев, Наконец, царский дар сделал старейший пейзажист города Георгий Леонтьевич Зайцев, подаривший музею более тридцати своих работ. Эти картины легли в основание городского собрания живописи. Кроме того, музей стал собственником работ других, уже ушедших из жизни мастеров. Недалеко от Юбилейного находилась дача выдающегося художника XX века Б.С.Отарова, где во второй половине столетия собирались многие известные люди: художники, архитекторы, ученые, поэты, философы, артисты. Этот дом с усадьбой долгое время был одним из ярких оча гов духовной жизни нашего региона и по своему культурному значению соизмерим с домом другого выдающегося нашего земляка - С.Дурылина. К сожалению, дачу наследникам художника не удалось сохранить, усадьба была продана в бедственные девяностые годы, но весь архив замечательного мастера, некоторые его картины, этюды, рисунки его многих учеников, исторически важные документы, фотографии, письма находятся в фонде музея. Стала развиваться в музее и литературная линия. Действующее в городе литературное объединение под руководством В.Г.Орлова принесло в дар музею свои книги. Большую часть своего архива подарил известный в городе фольклорист, писатель, этнограф В.А.Миронов.

Музейный фонд рос так быстро, что это удивляло меня самого. К концу года он уже насчитывал более тысячи единиц лейного Бориса Игнатьевича Голубова, за что ему низкий поклон и признательность!

Особо хочется выразить признательность полковнику Сергею Владимировичу Войтенко. Это он в свое время спас и продолжает опекать коллекцию старых автомобилей, несмотря на всяческие трудности и невзгоды.

Машины находятся уже много лет в теплом помещении и под охраной на территории киностудии Министерства обороны Российской Федерации.

Каждая из наших машин имеет свою неповторимую историю и судьбу. Например, "Виллис-МБ": в 1944 году в знак особой признательности за сотрудничество в поставках ленд-лизовской техники через Мурманск и Архангельск тогдашнему начальнику Главсевморпути Ивану Дмитриевичу Папанину лично Франклином Рузвельтом был подарен этот джип.

Не менее интересна история и судьба полуторки ГАЗ-АА. Эти машины выпускались Горьковским автозаводом с 1932 по 1950 год. Грузоподъемность ее была полторы тонны. Поэтому в народе она и получила название "полуторка". В мою коллекцию она попала из Главмосавтотранса, где содержалась в полуподвальном помещении на 3-м Скотопрогонном проезде в запущенном состоянии. Выпущена в 1937 году в пожарном варианте. Всю войну с ее помощью тушили в Москве пожары. После войны переоборудовали в учебную машину. Затем планировалось сделать ее музейным экспонатом, но музей не состоялся. После долгой переписки и волокиты ее наконец передали нам. Наша полуторка снималась более чем в двадцати фильмах, побывала на всех парадах 80-х годов. Последние съемки были в фильме П.Чухрая "Вор" и в автошоу "Автоледи".

В коллекции около двадцати машин. Каждая со своей историей и судьбой. Есть "студебеккер" - американская машина, на которую ставили легендарную "катюшу", немецкий' "бюс-синг", перевозивший войска СС для облавы на партизан.

Много чего есть в моей коллекции, да сил остается все меньше и меньше, а средства для поддержания ее - и вовсе мизерные. Живем воспоминаниями да надеждой на то, что настанут лучшие времена и достойная молодежь возьмет в свои руки | начатое нами дело.

С. Дунаев, Альманах "Болшево" №4, 2001 год