Как уже сообщал "СЭ", 13 августа во время восхождения российской команды "Кузбасс" на вторую по высоте вершину мира К-2 (8611 м) погибли четверо альпинистов.

Сергей БОГОМОЛОВ: "ЧТO ПРОИЗОШЛО, ЗНАЕТ ТОЛЬКО САМА ГОРА"

     Уже известны имена тех, кто признан властями Пакистана погибшими в результате схода лавины на предвершинном ребре Абруцкого. Это руководитель команды "Кузбасс" Юрий Утешев (Междуреченск), тренер команды Александр Фойгт (Новокузнецк), а также Петр Кузнецов (Красноярск) и Аркадий Кувакин (Кемерово). Кузнецов, Фойгт и Утешев считались звездами российского альпинизма. На их счету в общей сложности было 12 успешных восхождений на вершины свыше 8000 метров.

     Вчера утром на связь с корреспондентом "СЭ" Андреем АНФИНОГЕНТОВЫМ вышел участник экспедиции, самый титулованный горовосходитель России Сергей Богомолов (в его активе 12 восьмитысячников). Незадолго до этого он вместе с четырьмя другими альпинистами спустился в базовый лагерь.

     - Мы уже вышли к цели, до вершины оставалось совсем немного, когда сверху сорвалась снежная доска, - рассказал Богомолов. - Это произошло на высоте 8350 метров, сразу после тяжелейшего отрезка пути, так называемого "Бутылочного горла". Вершину уже было отчетливо видно. Еще два часа хода - и команда зашла бы на высшую точку К-2.

     - А что это было - лавина, отлетевший от скалы громадный кусок снега?

     - Это был громадный кусок замерзшего снега и льда размером где-то 120 на 80 метров. Он просто смахнул ребят с гребня на дикой скорости и вел себя как лавина: полетев вниз, утащил людей за собой. Вот только характерных звуков не было. Если в горах начинает сходить снег, это всегда шум! Он слышен всем, кто находится рядом с горой. А тут все произошло почти бесшумно. Никто из нас не услышал, как и когда эта снежная доска оторвалась от вершины.

     - Вы сразу повернули назад?

     - Да. Попытались найти ребят, но - безуспешно. Следы лавины были видны до высоты 7800 метров, а затем она разделялась на две части. Я спустился еще на сто метров ниже по другому маршруту, использовав для этого веревки японской экспедиции. Безрезультатно.

     - Как удалось выжить остальным участникам восхождения?

     - Снегом и льдом задело всех. Но дело в том, что мы шли тремя группами. Первыми - минчанин Кульбаченко и Галопов из Кемерова. Потом, растянувшись по гребню, - Фойгт, Утешев, Кувакин, Кузнецов. Замыкали этот караван ирландец Бэннон, я и поляк Телер. Лично меня спасли два обстоятельства - ледоруб, на котором я закрепился, увидев летящую доску, и сама форма гребня. Около вершины он изгибается, словно запятая.

     - Велись ли поиски пропавших альпинистов спасательными отрядами пакистанской армии?

     - Принимающая нас фирма хотела вызвать вертолет, но пользы от этого не было бы никакой. "Вертушка" способна подняться только до 5500 метров. К тому же после случившегося погода окончательно испортилась, и сейчас даже в базовом лагере лежит туман, не говоря уже о более серьезных высотах. Властями принято решение считать пропавших ребят погибшими. Теперь нас ждет процедура оформления документов в Исламабаде, прочие печальные формальности.

     - Вы провели одиннадцать суток на высоте 6700 метров и более, дважды выходили на штурм, но так и не дошли до цели, потеряв друзей, коллег...

     - У нас была фантастическая команда. Возможно, самая сильная из тех, что можно было создать сегодня в России для восхождения на восьмитысячник. К-2 - страшно тяжелая гора, с очень капризной погодой, не пускающая людей на вершину. А тут рядом были Фойгт, Кузнецов, Утешев... Эти ребята были асами в Больших горах. Я с ними поднимался на Лхоцзе, Макалу, а сейчас провел шесть дней на высоте, ожидая нужной погоды.

     Мы решили, что крайний срок ожидания - 13 августа. К этому сроку в палатке даже продукты закончились. А тут вышло солнце. Внизу, под нами, была облачность, а выше - ясно. И мы решили идти к вершине, посчитав, что такая погода - это награда за наш невероятный труд и упорство. В экспедиции царил невероятный дух. Все остальные команды свернули работу, давно сдались, а мы шли и шли вперед, вверх. Обычно так могут только русские. Так в горах называют всех, кто по-русски говорит, не разделяя на украинцев или казахстанцев.

     Возможно, мы сделали ошибку, приняв решение идти наверх такой большой группой. Когда спускались, ребята, поднимавшиеся первыми, говорили, что вроде бы слышали, как под ногами потрескивал снежный фирн. Но это лишь догадки, больше похожие на поиски хоть какого-то объяснения, почему такое произошло. Как все было на самом деле, знает только гора. Вот только она всегда безмолвствует.

     - Когда домой?

     - Билет взят на 29 августа. Надеюсь, мы успеем к этому сроку сделать в Исламабаде все, что нужно, и хоть немного отойти от шока.

     Редакция "СЭ" приносит глубокие соболезнования родным и близким погибших альпинистов.